Звоните сегодня +7 (902) 936-30-30

   

 

АЛГОРИТМ ОСОЗНАНИЯ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ШКОЛ.

Гафарова Ольга Ниловна
Психолог - психотерапевт,
действительный член Общероссийской
Профессиональной Психотерапевтической Лиги,
автор Универсальной модели психотерапии
«Технология Осознания Реальности» (ТОР-подход),
Генеральный директор ООО «Ресурсный Центр "Интеграция" г. Тамбов
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация. В докладе сформулированы 6 «камней преткновения» современной психотерапии и показана эмпирическая последовательность процесса осознания, который как «лакмусовая бумажка», проявляет диапазон действия психотерапевтических модальностей и «зону развития» их в пространстве психики. Рассматривается алгоритма этого мета-когнитивного процесса как возможность перехода психотерапии на новый уровень, где возможен принципиально новый – «квантовый» – скачок в её развитии, вместо горизонтального преумножения множества методов и методик.
Ключевые слова: сознание, осознание, уровни информации, внутренние конфликты психотерапии, универсальная модель психотерапии, модель коммуникации.

THE ALGORITHM OF AWARENESS: UNIVERSALITY AND POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF PSYCHOTHERAPEUTIC SCHOOLS

Gafarova Olga Nilovna
Psychologist - psychotherapist,
full member of the All-Russian
Professional Psychotherapeutic League,
author of the Universal Model of Psychotherapy
"Technology of Awareness of Reality" (TOR-approach),
General Director of Resource Center "Integration" LLC, Tambov
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Annotation. The report formulates 6 “stumbling blocks” of modern psychotherapy and shows the empirical sequence of the process of awareness, which, as a “litmus test”, shows the range of psychotherapeutic modalities and their “zone of development” in the psyche space. The algorithm of this meta-cognitive process is considered as an opportunity to bring psychotherapy to a new level, making it possible to make a fundamentally new “quantum” leap in its development, instead of a horizontal multiplication of many methods and techniques.

Keywords: consciousness, awareness, information levels, internal conflicts of psychotherapy, universal model of psychotherapy, communication model.

 

П

ри современной тенденции развития психотерапии в России по западному образцу «психологической психотерапии» и отходу от жесткой принадлежности только медицине (в частности – психиатрии), возникает существенная проблема для её внутренней классификации на медицинскую и немедицинская (немедикаментозную) модели [11].
Психотерапия и по сей день развивается в горизонтальном векторе по принципу увеличения количества, а не принципиально нового качества, что породило ряд внутренних конфликтов, ставших своеобразным «камнем преткновения» - причиной, из-за которой психология затрудняется перейти на новый, вертикальный уровень развития.
Первый «камень преткновения» лежит в мозаичном разнообразии психотерапевтических методов, созвучных на технологическом, но противоречивых на структурном уровне.
К. Шеннон, называл это «семантической проблемой», при которой значение сообщения неправильно понято получателем в области применения (К. Шеннон, 1949).
Что мы наблюдаем в психотерапии на сегодняшний день? Возникая один из другого, методы одних психотерапевтических модальностей перенимают техники и теоретические положения из других, пополняя их собственными сценариями, проникая друг в друга, и через определенное время отходят от того направления, в котором изначально возникли. По разным источникам, в современной психотерапии существуют от 400 до 700 практических техник, количество которых не перерастает в качество [3].

Полный анализ развития психологии в горизонтальной плоскости представлен в работе Л.И. Воробьевой «Интеграция психотерапии – возможно ли это?», в котором она пришла к оптимистичному выводу о том, что конфликт психологических подходов и школ существует только на уровне концепции, т. к. в реальной практике редко когда специалист ограничивается каким–либо одним методом... А современные условия обострившейся конкурентной борьбы, особенно в нише частных психологических услуг, вынуждают владеть как можно большим психологическим инструментарием» [3].
Второй «камень преткновения» – отсутствие единого понимания структуры психики человека, что, по теории информации К. Шеннона, можно отнести к третьему уровню, «проблеме эффективности»: насколько эффективно сообщение вызывает реакцию у адресата, за счёт чего и в каком месте психики оно наиболее влиятельно?
Да, психологи всех направлений согласны с тем, что психика, условно–теоретически, делится на психические процессы, образования, состояния, свойства и психосоциальные явления.
Но какова структура психики в единстве феноменов сознания и личности, объектов психотерапевтического воздействия? Это каждый исследователь представляет по-своему. В основном любая из используемых схем даёт представление о её содержании (но не о структуре), придерживаясь которой необходимо проводить последовательную практическую работу, независимо от применяемой методики.
Для качества психотерапии при наличии такого многообразия методов необходимо, чтобы специалист точно знал, где «точка входа», а где «точка выхода» на тот или иной психологический элемент, на какой глубине психики произошёл её «сбой» (психотравма, невротический страх, иррациональное убеждение и т.д.), чтобы определить, какую психотерапию применять: краткосрочную, с её мишенью на симптом, или долгосрочную – с мишенью на психокоррекцию личности?
Третьим «камнем преткновения» является акцентирование на изучении конкретного направления психологии, что создаёт сложность выбора практических методов психологического подхода и психотехник. Так, когнитивная психотерапия специализируется на познавательных процессах, бихевиоральная – на поведении, психоанализ (прежде всего, З. Фрейда) – на бессознательном, Трансактный Анализ – на транзакциях отношений, гештальтпсихология – на целостных структурах психики и т.п.

Четвёртый «камень преткновения» – конфликт направлений краткосрочной и долгосрочной психотерапии, обострённый духом времени, т.к. в эпоху информационно–технологического бума время для нас уплотнилось и требует быстрых, но конструктивных решений.
Человеку необходимо снять мешающую эффективности негативную психологическую симптоматику, чем занимается краткосрочная психотерапия и её медицинская модель, ограниченная временными рамками и своей главной своей – купированием симптома.
Сегодня каждый умеет считать не только время, но и деньги, которые приходится экономить всё больше. Поэтому человек заинтересован снять симптоматику не временно, а навсегда. Клиент всё чаще готов идти на глубинную психотерапевтическую работу, платить за которую дорого за сеанс, но дешевле - за курс.
Он понимает, что преодоление причин негативных психологических состояний высвободит и качественно улучшит его личностные характеристики, от которых зависит карьерный рост и социальное благополучие. Работа на глубине психики возможна в рамках долгосрочной психотерапии. Популяризация психологической помощи в обществе, её распространение в культуре обостряют конфликт с медицинской (краткосрочной) психотерапией, и конкурентную борьбу за клиента среди психологов и психотерапевтов обоих направлений.
Таким образом, вопрос эффективности психологической помощи, ее оптимальности по срокам и финансовой нагрузке одновременно возникает и для клиента, и для специалиста уже в самом начале, при первичном собеседовании или психологической (психотерапевтической) диагностике. Специалисту важно видеть, имеет ли смысл браться за оказание психологической помощи обратившемуся к нему человеку, которому, в свою очередь важно понимать компетенции специалиста для разрешения его проблемы.

При этом для клиента немаловажен вопрос о финансовых затратах, чтобы воспользоваться консультациями данного психолога: реально ли для него достичь желаемого результата с помощью этого специалиста при их совместной работе над проблемой?
Пятый «камень преткновения» – феномен профессиональной идентичности специалиста, влияющий на сохранение вышеперечисленных. При существующей платной форме обучения специалисты потратились как на образование, так и на последующую дополнительную квалификацию. Поэтому вхождение в некую систему, общую для всех методов, вызывает у них опасение потерять свою профессиональную идентичность, на которую было потрачено не мало средств. Не случайно наши коллеги избегают объединения в единую систему психологии из страха обесценивания имеющихся ресурсов (времени, усилий и денег).
Шестой «камень преткновения» – парадигма понимания модели человека. Медицинская психотерапия базируется на психофизической модели (Фрейд З., 1923), более поздние эквиваленты в её рамках основываются на трёхчастной, биопсихосоциальной модели (Мясищев В.Н., 1936; Вейн А.М., 1994), например, личностно-ориентированная реконструктивная терапия (ЛОРТ), а немедицинская (немедикаментозная) – с духовным аспектом, что уже относится к четырёхчастной парадигме понимания модели человека (Гуджиев Г.И., 1924; Табидзе А.А. 2018).
Клод Шеннон писал, что когда «внутренняя библиотека» любой системы достаточно заполнена, то «Сценарист» её эволюции начинает уменьшать степень хаоса, связывая разрозненные части информации в сюжет. Подобное явление в середине ХХ века пережил математика В своей теории информации К. Шеннон произвёл синтез математических идей с конкретным анализом чрезвычайно сложных проблем их технической реализации, что привело к созданию высокотехнологических систем связи, которыми на современном этапе пользуется весь мир [9].
На сегодняшний день из Модели коммуникации Шеннона – Уивера используется понятие «избыточный код», где любой канал связи имеет свою максимальную пропускную способность для надежной передачи информации, имея предел допустимого шума (внешних искажающих помех), за порогом которого возможность понимания резко снижается. Любая система как организм, устанавливает рамки допустимого и правила своего существования. Это позволяет ей жить и развиваться, в процессе чего и происходит накопление нового[9].

Если вспомнить Закон притяжения Ньютона, согласно которому при возрастании массы одного из тел в два раза, удваивается и сила притяжения между телами [14], то, по аналогии с материальными объектами, получается, что «камни преткновения» психотерапии, как нематериальные объекты в горизонтали её развития - это результат притяжения друг к другу её эквивалентов. Самим своим существованием они провоцируют отношения психотерапии на сближение, усиливая интеграционный процесс по трём степеням проблем с коммуникацией по уровням модели К. Шеннона – Уивера (К. Шеннон, У.Уивер, 1949):
1. по Технической проблеме – это «камни преткновения»:
– мозаичное разнообразие психотерапевтических методов,
– парадигма понимания модели человека (3 модели человека);

2. по Семантической проблеме (значение сообщения неправильно понятой получателем) — это теоретические положения модальностей, т.к. это детерминировано парадигмой понимания модели человека, т.е. «камни преткновения»:
– не единое понимание самой структуры психики человека,
– конфликт направлений краткосрочной и долгосрочной психотерапии;

3. по Проблеме эффективности (как эффективно сообщение вызывает реакцию у адресата) — это концептуальные разногласия, где сталкиваются видение границ применения того или иного метода психотерапии в пространстве психики это «камни преткновения»:
– акцентирование на объекте своего изучения,
– феномен профессиональной идентичности.
Таким образом, «камни преткновения» психотерапии подвели её развитие на сегодняшний день к «пределу Шеннона». И можно воспользоваться данной избыточностью кода психотерапевтических отношений для предотвращения их коммуникативной неудачи между собой. Для этого необходимо найти средство против хаоса в психотерапевтическом пространстве.
Чем же может быть это «средство» от энтропии психологической науки? Наша гипотеза, не претендуя на истину в последней инстанции, заключается в следующем:

Когнитивный процесс осознания – это фундамент для объединения всех модальностей психотерапии в единую универсальную систему консультирования, т.к. он является ведущим в любой из них, а, следовательно, его эмпирическая последовательность универсальна для них и позволит упорядочить психотерапевтические модальности по степени эффективности их применения на определённых этапах осознания.

Данный процесс задействует как непроизвольные (бессознательные), так и сознательные усилия человека в разной степени обобщенности информации о внешней и внутренней реальности, что составляет его Согласованную Картину Мира (далее – СКМ), по сути, являющуюся субъективным сознанием человека с разными уровнями проявления информации о личном опыте (внутреннем и внешнем) в динамике когнитивного процесса осознания.
В. Вундт (Wundt,1880) рассматривал сознание как осознание, считая осознанным то, что мы лицезрели, и позже смогли вспомнить и описать как увиденное. «Эффекты осознания в большей степени обусловлены влиянием ранее осознанного опыта в сравнении с воздействием ранее неосознанной информации» [9].
Вначале происходит перевод непроявленной для внимания информации сенсорными системами организма, которая воспринималась, но ещё не осознавалась ими настолько, чтобы быть замеченной. Затем происходит перевод информации в слой полу проявленной реальности: она уже замечена вниманием, но ещё не соотнесена с понятиями в субъективном опыте человека. И в завершении – перевод информации в проявленный слой, где происходит ее фиксация уже в форме определённого понятия в СКМ [4].

Как показали наши исследования осознания, данный когнитивный процесс протекает не только по структуре сознания, но и движется к структуре личности, когда человек проявляет интерес к её аспектам и элементам. Охватив их направленным вниманием, он возвращается обратно в сознание, обновляя СКМ. Так совершается «петля обратной связи», как в Модели коммуникации Шеннона – Уивера (К. Шеннон, У.Уивер, 1949). Таким образом, осознание соединяет оба феномена – сознание и личность – в единую систему психики. И это тоже даёт ему статус метауровнего процесса (метауровень –1) филос. – уровень рассуждения, рассмотрения, более высокий и общий по отношению к данному, содержащий описание данного; 2) в информационной структуре — уровень описания информации процесса.).
В. М. Аллахвердов в ряде своих научных докладах и в монографии «Сознание как парадокс» отмечает, что, несмотря на то, что никто точно не знает, что такое сознание, жить без него никто не согласен [2]. И это, на наш взгляд, формирует понятие когнитивного процесса осознания как ведущего в психике человека.
История изучения осознания началось с появления психологии как самостоятельной области науки, получив за сотню лет в психологическом сообществе более или менее согласованное определение, в отличие от понятия феномена сознания, до сего дня вызывающее ожесточенные споры между собратьями по цеху.
(W.James, 1890; Wundt,1880; Е.В. Titchener, 1898; Б.Г.Ананьев, 1961; JI.C. Выготский, 1960; А.Н. Леонтьев, 1975; Б.Ф. Ломов, 1981; А.Р. Лурия, 1998; C. Л. Рубинштейн, 1959; В.А. Ганзен, 1984; В.П. Зинченко, 1991; Л.М. Веккер, 1998, 2000; D.C.Dennett, 1991, 1996; B.J. Baars, 1988; N. Block, 1995, P.M. Churchland, 1984; N. Eilan, 1995 и др., Б.М., Величковский 2006; В.М. Аллахвердов, 1993, 2000, 2003; А.Ю. Агафонов,2003, 2005, 2012; Смит Н., 2003; Wilber, 1977; 1979; 1980; 1981; 1981b; 1983, Козлов В.В., 2010 ).

На наш взгляд, наиболее ёмко и конкретно его функциональную суть сформулировал С.Л. Рубинштейн: «Осознание переживания – это всегда установление объективной отнесенности сознания к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» [13].
Но при этом осознание не является синонимом сознания, а есть деятельность и результат работы сознания. «Осознание – это достижение понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов» [10].
Один из наших современных соотечественников, посветивший ряд своих научных исследовательских работ теме сознания и осознанности, А.Ю. Агафонов, пришёл к выводу: «Осознание – как конечный результат неосознаваемой деятельности сознания – является следствием выбора единственного из возможных в текущий момент времени способов понимания явления… Это непросто конечный результат, а интегральный психический продукт активности сознания, в частности продукт познавательной деятельности» [1].

Интерес к этому вопросу заставил нас, специалистов-практиков ООО «Ресурсный Центр «Интеграция» г. Тамбова (далее – Центр), приступить к исследованию процесса осознания с нашими клиентами. – Как человек осознает информацию о реальности внутренней и внешней?
Владея в большинстве своего состава Нейролингвистическим программированием (далее – НЛП), мы выбрали язык данной модальности для обсуждения своих исследований и решили исходить из принципа метауровней в НЛП Р. Дилтса (Р. Дилтс, 1998) и теории метапрограмм М. Холла и Б. Боденхамер (М. Холл, Б. Боденхамер, 2007).
Тогда, в 2009 году, нам было важно выявить алгоритм осознания, чтобы в случае необходимости понимать, на каком этапе находится проводимая психотерапия с клиентом, где она останавливается и в связи с чем, чтобы продолжить консультацию дальше. Кроме этого, было очень важно чётко понимать, на каком этапе консультационного процесса, в случае болезни коллеги, необходимо продолжить работу с клиентом.
В мае 2009 г. мы выдвинули гипотезу, что последовательность когнитивного процесса осознания позволит проявить какую-то информацию о том, в каком порядке человек фиксирует ее в сознании, опускаясь в глубины своей личности.
Начиная исследование, мы определились, что в каждой группе, для более объективного результата будет по 30 человек с жалобами на панические атаки. Контрольную группу по выборке карточек приёма Центра составили клиенты, принятые нами со дня основания Центра (Х/2007) до IХ/ 2009 – начала исследования.
К группе «плацебо» мы отнесли первых 30 человек, с которыми эксперимент проводился во время их консультационного курса психотерапии, при условии их адекватности и логичности ходу психотерапевтического курса.
Мы понимали, что получаем первые результаты эксперимента в зоне неизвестного (что осознают, а что нет), и кому-то из них он сразу принес облегчение, у кого-то, наоборот, возникло обострение невротического состояния, а на кого-то наш эксперимент вообще не повлиял.

Всего в исследовании за три года — IX/ 2009 – VI/2012 —приняло участие 60 человек в возрасте от 25 до 45 лет — это мужчины и женщины активного работоспособного возраста, имеющие паническое расстройство по критериям МКБ – 10, по 30 человек в каждой группе: «плацебо» и экспериментальной. Часть из них проходили параллельно медикаментозное лечение, назначенное врачами — психиатрами Тамбовского областного психоневрологического диспансера, врачами — неврологами различных городских поликлиник. В контрольную группу мы включили выборку из карточек приёма с Х/ 2007 (основание Центра) до IХ/ 2009, которые по критериям и симптоматике были аналогичны.
С первого дня существования Центра у нас был опыт совмещения медицинской помощи и немедицинской психотерапии в одном лечебно — психотерапевтическом курсе, т.к. к нам приходили клиенты по рекомендации врачей Областного Психоневрологического диспансера и от неврологов городских поликлиник, т.к. двое соучредителей Центра до его создания работали в частном Медицинском центре психологами-консультантами и имели известность в городе, как хорошие специалисты. Для статистической чистоты эксперимента мы в каждой группе (контрольной, «плацебо», экспериментальной) ввели ограничение: по 9 человек (30% группы) параллельно проходили медикаментозный курс по купированию панических атак, ни больше, не меньше.

Методами исследования были эксперимент, индуктивный анализ показаний участников, статистический и сравнительный анализ полученных данных, а так же теоретический анализ психологической литературы из области методологии психологии, теории сознания и осознания, теории личности различных психологических школ (в психоанализе З. Фрейда, в гуманистической психологии А. Маслоу, А. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, Д. Уотсона, в психологии отношений В. М. Мясищева, E. Byrne и др.), а так же общая теория и методология психологии.

На первом и втором этапе исследования (IХ/2009 – VI/2010) эксперимент заключался в том, что мы предлагали клиентам группы «плацебо»:
1) прислушаться к своему состоянию, представить его некой одеждой,
2) снять с себя данное состояние как одежду, положив рядом, как некий якорь (мы давали клиенту платочки, выполняющие роль одежды),
3) осознать, о чем это в его реальности, при этом, задавался только один неконкретный, но направляющий внимание в когнитивную сферу вопрос: «Что это для вас значит?»
4) прислушаться к оставшемуся состоянию.
Важно. Для чистоты эксперимента мы задавали испытуемым вопрос: «Точно?». Если они подтверждённую свою информацию в каждом шаге эксперимента мы записывали.

С последним состоянием все четыре шага повторялись вновь. Итак, мы, образно говоря, человека «раздевали» до тех пор, пока он не произносил: «Чисто! Всё! Ничего нет!».
Не пустота, но именно – ничего нет больше! И только тогда он занимал позицию наблюдателя, и ему предлагали посмотреть на эти вещи и понять, - о чем это всё?
И на этот вопрос – о чём это всё? – платочки превращались в неких людей, в какие-то образы, архетипы, понятные им: кто стоит за этими образами в реальной жизни.

Целей было две:
1) Исследовательская: увидеть на каком уровне у человек, что и в каком порядке чаще всего осознаёт: какие объекты психики осознаются?
2) Психотерапевтическая: максимально помочь человеку освободиться от тяжёлых чувств и ощущений (сам факт переживания приступа панических атак клиентов сильно фрустрирован).

В ходе эксперимента перед нами раскрывался полный «спектакль проблемы». Мы начали осознавать, что на наших глазах постепенно стал проявляться не только механизм изменения жизненного сценария, но даже нечто большее.
Что же это – нечто большее? Это оказалось структурой того, в каком порядке человек осознает реальность. Внутреннюю, внешнюю ли, - неважно. Главное, что он ее осознает.
Рассуждения клиентов записывались, и по ним мы определяли, на каком метауровне и что становится объектом внимания человека. Периодически мы проводили сопоставление показаний и сначала пришли к дифференциации видов информации, определив их как уровни информации в сознании.

В результате исследований на первом этапе исследований IХ 2009г. — ХII/ 2009 г., мы выявили и сформулировали уровни информации в сознании, которые наши испытуемые осознавали в закономерном порядке, который мы дифференцировали на этапы осознания. Их (уровни информации и этапы осознания) мы ранее уже представляли в научных работах (Гафарова О.Н. 2015, 2018, 2019, 2022). Здесь для последовательности и логики изложения заявленной темы мы их кратко опишем. Более подробно они изложены в статье Гафаровой О.Н. «Практическое применение механизма психологического влияния «структурирование информации и опыта» по матричному алгоритму «Технология осознания реальности» на примере работы с диагнозом подростка: олигофрения в стадии дебильности» [4].

Итак…
На первом этапе исследований мы пришли к видению информационных уровней сознания.
На первом уровне информации мы зафиксировали, где клиенты замечали факты, которые можно осязать (пощупать, образно говоря), увидеть, услышать. Позже мы назвали этот уровень информации «Симптоматический», поскольку, на нем человек воспринимал нечто первостепенное, выделяя своим вниманием из ряда других осязаемых элементов происходящего.
Второй уровень – «Процессуальный» – показал осознание неких действий и ситуационных процессов, в результате которых и появился данный симптом. Любая шишка вырастает в результате какого-то действия! На этом уровне человек осознает процесс происходящего, осознает психологическую защиту или собственную стратегию достижения цели.
На третьем уровне информации выяснилось, что любой процесс вытекает из какого-то состояния, из которого мы и совершаем какое-либо действие.
В этом состоянии есть такие элементы, как наши мысли (то есть, решения по поводу чего – либо), наши принципы (система убеждений) и наши выгоды (мы именно считаем, что нам это надо, полезно и так далее). Люди блуждают между этими слагаемыми, заблудившись, как в трех соснах.

Мы назвали этот уровень информации «Идеологический» (греч. ιδεολογία: от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, — совокупность убеждений, решений, выводов, прежде всего сформулированных словами во внутреннем диалоге, но не всегда выраженными во внешнем.
На четвёртом уровне в большинстве случаев участники эксперимента осознавали свои эмоции и чувства, связанные с потребностями и ценностями (тем, что важно, но не материально обусловлено) и, конечно, от их степени удовлетворённости проявлялся вектор эмоций и чувств: позитивный или негативный. Соответственно этим слагаемым, доминирующим в жизни человека, и озвучивались некоторыми клиентами их способности по формуле «могу – не могу».
Мы назвали этот уровень информации «Чувственно–сенсорный» (от лат. sensus — ощущение, чувство), обозначая информацию, поступающую по всем пяти каналам восприятия человека, на основании которой он ощущает степень своей удовлетворённости и осознаёт свои эмоции и чувства, связанный с ней. На этом уровне обнаруживались проблемы, связанные с сенсорным шумом и сенсорной депривацией, т.е. всё то, что и создаёт помехи в передаче информации в вышеупомянутой, и не случайно, Модели коммуникации Шеннона-Уивера (К. Шеннон, У. Уивер, 1949).

На пятом уровне информации испытуемые чаще всего обращались к опыту прошлого, осознавая ситуации возникновения своих неудач или удач, и свои предположения – моделируемый опыт, – как источник своих переживаний. Некоторые говорили о ситуациях настоящего времени, но как впервые возникшие, стрессовые, в их жизни.
Поэтому данный уровень информации мы назвали «Априорный» — априори (лат. a priori, букв. — «от предшествующего») — в философии И. Канта это знание, связанное с представлением о внутреннем источнике активности мышления. И здесь же клиенты часто озвучивали свои обобщения, создающие или ограничивающие, т.е. свои ресурсные категориальные понятия или когнитивные искажения в форме ошибочных формулировок и деструктивных идей с называемыми в НЛП кванторами всеобщности: все, всегда, вечно, всё, никто, никогда, нигде, каждый и т.д. Это были формулировки, итога какого—либо опыта.
На шестой уровень информации нас вывели высказывания клиентов о своём отношении к жизни, о её смысле, об отношении к Миру и социуму или человечеству в целом, вера или неверие в Бога. Всё это было уже из категории ментальных обобщений: негативизм или позитивизм, материализм или идеализм, цинизм или альтруизм. Многие озвучивали «голос совести» и говорили об истинах своей жизни, т.е. хоть и не все, но поднимались на уровень концепции своей жизни или активно делились своими философскими и религиозными воззрениями.

Этому уровню информации мы подбирали название долго и в итоге обозначили его как «Консолидированный» (Согласованный), т.к., действительно, при всей порой странности, нелогичности и противоречивости, говорящей об определённой степени фрагментарности сознания (особенно у лиц, проявляющих симптоматику пограничной организации личности) у испытуемые клиенты высказывали свое отношение к СКМ.
Названия уровней информации мы подбирали ещё и с учётом того, чтобы на русском и английском языке они были понятны. Таким образом, у нас возникла вертикальна модель информационных уровней сознания – «SPICAK»:
1. Situational – «Симптоматический»
2. Procedural – «Процессуальный»
3. Ideological – «Идеологический»
4. Sensual – «Чувственно–сенсорный»
5. Аuthentic – «Априорный»
6. Consolidation / Consistency – «Консолидированный»

Так как клиенты у нас проходили консультационный курс, то после определения уровней информации мы повторяли с ними вышеописанный эксперимент.
Целей ставилось две:
1) Психотерапевтическая: отследить динамику изменений, т.е. какой теперь у них возникал «Сценарий проблемы».
2) Исследовательская: выявить какие элементы психики отражаются в каждом уровне информации сознания.

Необходимость поставить вторую исследовательскую цель была вызвана тем, что в результате анализа данных (записанных высказываний клиентов), мы заметили, что в каждом уровней информации имеются свои доминантные объекты внимания, которые соотносятся с психологическими явлениями, сформулированными в классике общей психологической теории и методологии (психологические явления показаны в Таблице-1).
С каждым испытуемым эксперимент повторялся после исчезновения актуального симптома (панической атаки) минимум на неделю, потому что этот срок больше всего ставил цель отследить динамику изменений.
В целом все 30 испытуемых группы «плацебо» на втором этапе исследований и последующий их анализ на основе теории психологических явлений привёл нас к видению этапов осознания, сформулированных в Таблице 1.

Tabl 1

Названия этапов осознания мы подбирали так же с учётом того, чтобы на русском и английском языке они были понятны. Таким образом, у нас возникла горизонтальная модель этапов осознания – «SSS–N–RR»:

1) «Симптом» /Symptom – 2) «Стратегия» /Strategy – 3) «Состояние» /Condition – 4) «Необходимость»/ Need (Necessity) – 5) «Корни» /Roots –
6) «Разрешение»/ Resolution

На третьем этапе исследований мы стали вести психологическую диагностику по этапам осознания, фиксируя в каждом из них какие уровни информации больше всего осознаются людьми.
Эта вторая группа испытуемых, была уже экспериментальной, т.к. с каждым мы вели психологическую диагностику невротических расстройств с симптоматикой панических атак всё с той же возрастной рамкой, но отбирали клиентов с более развитым на наш взгляд интеллектуальным уровнем. Выборка составила так же 30 человек, как и группа «плацебо» за период IХ/2010 — VI/2011.

Цель третьего этапа была нами поставлена как необходимость проверки полученных в ходе первых двух этапов данных и сформулированных определений уровней информации и этапов осознания.

В ходе исследования путём проведения психодиагностики мы разработали новую карточку приёма, в которой по горизонтальную модель осознания — «SSS–N–RR» — прописывали в первом столбце, а второй просто обозначили аббревиатурой вертикальной модели осознания — «SPISAK», чтобы записывать в каждой строчке причины того, что выявлялось в каждом этапе осознания:

Tabl 2


В ходе данного этапа исследования уточнения претерпели:
— Первый этап осознания: вначале мы его называли фактическим, но уточнив, что клиенты фиксируются на том, что ярче проявляет себя (болезненные симптомы или стрессовые ситуации), назвали его «Симптом», как и формулируем в данной статье.
— Последний, шестой, этап осознания: были варианты его названий «выбор», затем «самоопределение», но убедившись, что не каждый человек доходит до акта собственного выбора или самоопределения, а чаще навязанного выбора или некритично перенятого решения по принципу «как все». Мы определились с названием «Разрешение», т.к. в любом случае человек что-то сохранял в своём пространстве жизни, т.е. разрешал себе остаться с тем, о чем никак не мог пожертвовать (запретить себе).
— Уточнили те элементы психики, которые приведены выше в Таблице-1 в столбце «Психологические явления» по каждому из них.
Самое главное и приятно неожиданное для нас было то, что выяснилось, что испытуемые быстрее и лучше осознавали причинно — следственные связи своих проблем в логическом порядке характерных доминирующих привычек. Их мы назвали «шаблоны личности». Это комплекс стереотипов, который и входит в определённый шаблон, т. е. форму проявления определённого психологического явления. Шаблоны личности структурировались по принципу матрёшки: один в другом, которые нами впоследствии и были сформулированы (Гафарова О.Н., 2017, 2018, 2019, 2022).

Tabl 3

Рассмотрев психологию отношений В. Н. Мясищева [12], мы увидели, что типы отношений в его теории личности логически структурируются по, так называемой нами, «матрёшке шаблонов» личности. Получились следующие категории отношений [6]:

Tabl 4

Последовательность этапов осознания и определённая нами структура личности, как «матрёшка шаблонов», дала пошаговое понимание всей причинно — следственной цепочки формирования психологической проблемы и чёткое видение, когда и какому методу психотерапии стоит отдать предпочтение, осознавая, с каким компонентом психики и типом отношений мы работаем в конкретном шаблоне личности в определённом этапе [6].
Самым ценным открытием третьего этапа исследования процесса осознания было видение структуры личности по её шаблонам, на «стержне отношений», как и определял В.Н. Мясищев (Мясищев В.Н., 1936). Структурировать ступени всех видов отношений получилось благодаря состыковке этапа осознания с соответствующим по нумерации уровнем информации в сознании, как это было показано в Карточке приёма (Таблица —2).

Так мы пришли к пониманию того, что когнитивный процесс осознания является метакогнитивным процессом (метакогнитивные процессы и качества личности — особый класс психических процессов, обозначаемых так же как «вторичные» процессы, в отличие от традиционно выделенных когнитивных процессов, обозначаемых как «первичные». Основная характеристика метакогнитивных процессов состоит в их направленности на внутреннюю реальность, а не на внешнюю; своим «материалом» они используют собственное содержание психики) [5].
Как метакогнитивный процесс, осознание протекает и по соединяло структуре сознания с его уровнями информации, и структуре личности с его «матрёшкой» шаблонов личности, направляясь от одной структуры к другой, как «петля обратной связи» в коммуникативной модели К. Шеннона – Уивера (К. Шеннон, У. Уивер, 1949).

На четвёртом этапе исследования IХ/2011 — VI/2012 — было поставлена цель:
Проверить возможность применения психологического консультирования по этапам осознания, в которых внимание клиента направляется к паттернам (стереотипам) в собственных шаблонах личности и осознанию более точной информации, связанной с ними в разных психотерапевтический модальностях.
В нашем Центре по-прежнему работали психологи, имеющие разные профилирующие модальностей психотерапии: Гештальт-подход, НЛП, Транзактный анализ, Эмоционнально-образная терапия (ЭОТ), Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). И специалистам была поставлена задача работать с клиентами, применяя психотехнологии тех методов, которыми они владели.
В итоге мы пришли к очень удобной и бесконфликтной системе совместного ведения клиентов, где мы могли:
— оставаться в рамках своего метода, и чётко видеть к какой психотехники другой модальности стоит перейти в зависимости от того, что становится понятным по типу информации, которую озвучивал клиент в конкретном этапе осознания;
— вести записи в карточках приёма, особенно в разделе психодиагностики (рис.-2) понятные друг другу записи;
— подменять друг друга в работе с клиентом, если в этом была необходимость;
— понимать, когда лучше передать клиента специалисту, который
владел той психотерапевтической модальностью, которая была на определённом этапе консультирования конкретному клиенту более эффективна.

Реализация данной цели постепенно привела нас к созданию психотерапевтической модели, которую мы назвали «Технология Осознания Реальности» (сокращённо «ТОР—подход») [8]. В основу метода и лёг открытый механизм метакогнитивного процесса осознания — единая последовательность его этапов как по уровням информации в сознании, так и по шаблонам личности.

Мы не спешили делать окончательные выводы о результатах исследования процесса осознания, т.к. понимали, что достоверность открытия его механизма лучше всего подтвердит статистика эффективности психотерапии по ТОР—подходу. Так как подробное изложение хода статического исследования и анализа эффективности ТОР-подхода не является заявленной темой данной статьи, то ограничимся цитированием апробации самих итоговых результатов.
«В Центре сравнительный анализ эффективности индивидуальных курсов по алгоритму ТОР–подхода по–прежнему осуществлялся на основе психотерапии панических атак невротического регистра расстройств. Он проводился на протяжении трёх лет (с IХ/2012 по VI/ 2015) на основе Опросника/формы С (Кеттел, 1965) и Психодиагностического теста (В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985).
Результаты сравнительного анализа среднестатистических показателей второй экспериментальной группы клиентов (отобранной по тем же критериям, что и предыдущая) с контрольной (с Х/2007 до IХ/2009) показал в целом по обоим тестам показал:
1) по количественному показателю – сокращение сроков курса на 35%, что автоматически увеличило число тех, кто прошёл его полностью;
2) по качественному – позитивную динамику к психической норме на 11,5%, что говорит о повышении личной осознанности клиентов» [6].

«Экспериментально групповую психотерапию по ТОР-подходу с расстройствами невротического регистра, на основе 6 этапов осознания, мы проводили с VI/ 2019 г. по I/2022 г.: 4 группы от 6 до 12 человек, в регистре психологической нормы, но проживающие тот или иной семейный или возрастной кризис, и лица, имеющие различные невротические расстройства, в числе которых были те кто, жил с лицами пограничного расстройства личности (поэтому у членов семей наблюдались симптомы невротического регистра)– всего 45 участников.
Сравнительный анализ результатов по опросу участников вначале и месяц спустя по окончании групповой психотерапии показал, что произошли улучшения:
1) общего состояния – на 50,2%,
2) невротической симптоматики – на 45,3%;
3) конфликтов близких отношений – на 60,9 %;
4) проблем самореализации – на 76,3 %;
5) остроты симптомов соматических заболеваний – на 42,5 %,
6) 7 человек – 29,2 % участников – закрыли совсем или отметили.

А главное, что 82% участников прошли полный курс групповой психотерапии, не прервали его ни по каким причинам, 35% из них захотели пройти другие наши групповые программы» [7].

В ХII/2018 на XX Международном медицинском конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» ТОР-подход, был апробирован как четвёртый вариант Универсальной модели психотерапии (УМП). А в 10.01.2021г. УМП "Технология Осознания Реальности" (сокращённое название «УМП по ТОР–подходу») прошла регистрацию Росстандарта по Системе Добровольной Сертификации "Европейский сертификат психотерапевта" (№ РОСС.RU/32138/04ГВО0–0854).
В VII/2022 УМП по ТОР–подходу прошёл доказательную регистрацию в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге (Авторское свидетельство №80 от 27 июля 2022г.).
С 2014 г. в нашем Центре велось сертифицированное обучение УМП по ТОР-подходу, а с X/2021 выпускникам выдаются уже диплом профессиональной переподготовки гособразца (учебная программа – 500 ак.ч.). В течении вот уже 7 лет мы получаем обратную связь от своих последователей о применении консультационной матрицы метода, как базовой модели, на основе которой в зависимости от этапа консультирования (этапа осознания), уровня работы (уровня получаемой от клиента информации) и шаблона личности (как психотерапевтической мишени в этапе осознания), они легко определяются с применением приёма психотехники как самого ТОР-подхода, так и какого-либо психотерапевтического метода.
Наши последние исследования потенциала ТОР–подхода, как Универсальной модели психотерапии, позволяет синхронизировать по его консультационной матрице различные психотерапевтические подходы.

Tabl 5

Подводя итог десятилетнего опыта психотерапевтического консультирования по ТОР-подходу, основанному на механизме метакогнитивного процесса осознания, не претендуя на истину, мы можем с уверенностью констатировать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
На основе поэтапного и многоуровнего механизма осознания, являющегося по сути метакогнитивным процессом, осуществилось создание универсальной психотерапевтической модели (УМП по ТОР-подходу, в частности), на основе которой становится возможным разрешить внутренние конфликты психотерапии, что уже состоялось в рамках 10—летней работы нашего Центра.

Это возможно потому, что алгоритм процесса осознания, освещённый в данной статье, отвечает характеристикам информационной Модели коммуникации Шеннона – Уивера по выше обозначенным её авторами степеням передачи информации (коммуникации). Он является:
1) универсальным в технологической степени применения самого эмпирического механизма, охватывающего все психологические явления не зависимо от вида психотерапевтической модальности,
2) интеграционным по семантике метакогнитивного процесса осознания: уровни информации, этапы осознания, структура личности, структура сознания и т.д.
3) общим по степени эффективности воздействия на человека, что было показано в приведённой статистике эффективности УМП по ТОР-подходу.

Факт признания психотерапевтическим сообществом в России ТОР—подхода, как метода психотерапии, основанного на механизме метакогнитивного процесса осознания, так же подтверждает, хоть и косвенно, верность выдвинутой нами гипотезы.

Библиографический список / Bibliographic list

1.Агафонов А.Ю. БеYu. [Unconscious overtones of awareness] [On either side of the mind. Experimental research on cognitive psychology] Under the general edition of A. Yu. Agafonov. Samara: Bahrah-M,2012. p.6–53
2.Аллахвердовссознательные обертоны осознания // По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / Под общей редакцией А. Ю. Агафонова. Самара: Бахрах–М,2012. С.6–53

Agafonov A. В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1) СПб.: Издательство ДНК, 2000. 528 с.
Allahverdov V.M. [Knowledge as a paradox] [Extravexperimental Psychology] Vol.1) SPB.: DNA publishing, 2000. 528 p.
3. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии — возможно ли это? // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. М.: МГППУ. ИПРАН, 2005, № 2005. 245 с.
Vorobyeva L.I. [Integration of psychotherapy - is it possible?] [Works on psychological counseling and psychotherapy.] M.: MGPU. IPRAN, 2005, 2005. 245 p.
4. Гафарова О.Н. Практическое применение механизма психологического влияния «структурирование информации и опыта» по матричному алгоритму «Технология осознания реальности» на примере работы с диагнозом подростка: олигофрения в стадии дебильности. Ежемесячный научный журнал «Евразийский Союз Ученых» (ЕСУ) № 12 (57), 2018. С.— 11–27. DOI: 10.31618/ESU.2413—9335.2018.7.57.11—27 [Электронная версия издания – http://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/01/Euroasia_journal_7_part_11.pdf
Gafarova O.N. [Practical application of mechanism of psychological influence “structuring of information and experience” by matrix algorithm “Technology of awareness of reality” on the example of working with diagnosis of teenager: oligophrenia in the stage of debilitating.] Monthly scientific journal [Eurasian Union of Scientists] (EUS) № 12 (57), 2018. p.— 11 — 27. DOI: 10.31618/ESU.2413—9335.2018.7.57.11—27 [Electronic version of the edition] – http://euroasia-science.ru/wp content/uploads/2019/01/Euroasia_journal_7_part_11.pdf
5. Гафарова О. Н. Теоретический анализ научного исследования осознания.// Школа Науки №2 , 2019 [Электронная версия издания] – https://storage.shkolanauki.ru/source/publication_pdf
Gafarova O.N. [Theoretical analysis of scientific research on awareness.] [School of Science] 2, 2019 [Electronic version of publication]- https://storage.shkolanauki.ru/source/publication_pdf
6. Гафарова О.Н. Универсальная модель психотерапии, основанная на структуре личности, смоделированной в результате исследования процесса осознания. Ежемесячный научный журнал «Евразийский Союз Ученых» (ЕСУ) № 1 (58)/ 2019 г., 5 часть. С.— 35–39.
Gafarova O.N. [Universal model of psychotherapies, based on the structure of personalities, modelled in the results and the study process of awareness.] Journal [Eurasian Union scientist Urga] (EUS) №1 (58)/ 2019, Part 5. P.— 35 — 39.
7. Гафарова О.Н. Возможность создания мультимодальной единой системы работы с психически здоровыми людьми по универсальной модели психотерапии на основе биопсихосоциодуховной модели человека. Сетевое научно-практическое издание. Антология российской психотерапии и психологии. Фундаментальное издание материалов научно-практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», Москва, 2022, С.— 33 — 38. Электронная версия издания: Доклад на 1м Конгрессе. Статья.pdf
Gafarova O.N. [The possibility of creating a multimodal unified system of work with mentally healthy people on the basis of the universal model of psychotherapy based on the biopsycho-sociospiritual model of a human.] Online scientific and practical publication. Anthology of Russian psychotherapy and psychology. The fundamental publication of the materials of the scientific and practical congresses of the All-Russian professional psychotherapeutic league and the National self-regulatory organization [Union of psychotherapists and psychologists], Moscow, 2022, P.— 33 — 38. Electronic version editions: Доклад на 1м Конгрессе. Статья..pdf
8. Гафарова О.Н. — Технология осознания реальности – подход психологического консультирования // Психолог. – 2015. – № 4. – С. 317–356. DOI: 10.7256/2409–8701.2015.4.15538 [Электронная версия издания https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15538]
Gafarova O.N. [Technology of awareness of reality – approach to psychological counseling] [Psychologist.] – 2015. – № 4. - P. 317 – 356. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.4.15538 [Electronic version of the publication – https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15538*

9. Дорофеева И.В. Модель К. Шеннона-Уивера и ее значение для развития теории коммуникации // Языковой дискурс в социальной практике. ФГБОУ ВПО ТГУ, 2013. С. 49–53.
Dorofeeva I.V. [The K.Shennon-Viver model and its importance for the development of theories of communication] [language discourse in social practice.] FGBO VPO TGU, 2013. S. 49-53.
10. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Монография. /2–ое изд. М.: ИП, 2005. 544 с.
Kozlov V.V. [Psychotechnologies of altered states of consciousness.] Monograph. 2nd ed. M.: IP, 2005. 544 p.
11. Курильченко Н.Н. К вопросу о профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе. [Электронный ресурс]: http://psychology.net.ru/articles/content/1180647215.html
Kurilchenko N.N. [To the question of professional identification of a practical psychologist, psychotherapist at the university.] [Electronic resource]: http://psychology.net.ru/articles/content/1180647215.html
12. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты / Под ред., А.А. Пузырея, — М., 1982, — 35–38 с.
Myasishchev V.N. [The structure of personality and the attitude of a human to reality] [Psychology personalities: texts] edited by A.A. Puzyrey, M., 1982 — - 35 — 38 PP.
13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.512с.
Rubinstein S.L. [Being and consciousness.] [Man and peace. SPB.] Petersburg, 2003.512 P.
14. Хокинг С. Кратчайшая история времени / Стивен Хокинг, Леонард, Млодинов. [пер. с англ. Б. Оралбекова под ред. А. Г. Сергеева]. СПб.: Амфора. 2011. 180 с.
Hawking S. [Short Story Time] Stephen Hawking, Leonard, Mlodinow. [translation to English by B. Oralbekov edited by A. G. Sergeev]. SPB. Amphora. 2011. 180 PP.

Vstavka

Поделитесь с друзьями!

Последние новости сайта

Напишите нам!

Приходите к нам!

392000 г. Тамбов
ул. Советская 90
офис 3

Мы работаем

Вторник-Суббота: 10:00 - 22:00
Воскресенье, Понедельник: Выходной

Свяжитесь с нами

psitrener@yandex.ru
+7 (902) 936-30-30
Skype: Inte­grazya (Тамбов)