М
ы ставим своих детей на тот путь, которым идём сами. Но вот на что ставим и во что это выливается? Задумываемся? Осознаём? Если нет, то здоровье здесь — лучший подсказчик.
Психологическая истина: ребёнок своим поведением и результатами, особенно в области своего здоровья, где большинство болезней, как говориться, от нервов или недосмотру (гипоопеке), но чаще всего пересмотру (гиперопека) показывает результат родительского отношения к нему. По теории Транзактного Анализа (ТА) болеет всегда детская часть нас. Чтобы было понятно почему, давайте кратко вспомним модель личности человека, определённую Э. Бёрна — основоположником данного психологического метода и учения. В теории ТА она имеет три эго — состояния: Внутренний Ребёнок/Дитя — наш детский опыт и стратегии поведения с родителями прежде всего, Внутренний Взрослый — наш опыт самостоятельности и Внутренний Родитель — установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Это наши предубеждения и ожидания по отношению к миру и к самим себе, это наши поведенческие стратегии заботы, контроля и доверия, проявляемые по отношению к ребёнку, к себе и другим.
То, как ребёнок воспринимает и усваивает (компенсирует или декомпенсирует) отношение к себе, сказывается прежде всего на его здоровье и в первую очередь — на психическом состоянии, затем, если психика не справилась, — на соматическом (физическом). И здесь сделаем небольшое «лирическое» отступление в тему. Немного статистики:
И это данные только по медучреждениям. А сколько вне их, в реальности? Да, есть процент унаследованных заболеваний, есть процент инфекционных. Но последние очень во многом зависят от того, как родитель относится к ребёнку, ведь гиперопека на санитарно — бытовом уровне — мизофобия — не способствует укреплению иммунитета. Аналогичное относится и к способности уже взрослый человека заботится о самом себе (отметьте то, что замечаете):
1. пренебрежительно — гипоопека с её «глухотой» к телесным сигнала,
2. ипохондрически — тревожно — мнительно (гиперопека) с попыткой контролировать соматические процессы,
3. нормально — доверие к потребностям тела, забота о нём с чётким пониманием личных возможностей: где мы можем сами что — то для себя сделать, а где стоит довериться специалисту, причём вовремя,
4. разрушительно — это повреждающее поведение по отношению к своему телу: курение, алкоголизм, наркомания, суицидальные попытки, отказ от лечения, зная что без врачебной помощи организм не справится с заболеванием или телесной травмой, а психика не справится с негативным стрессом, с зависимостью или психотравмой без психотерапевтической или психиатрической помощи.
Протестировали отношение к себе (отношение Внутреннего Родителя к Внутреннему Ребёнку) или к собственному ребёнку? А теперь поговорим на тему «Откуда что берётся». — Всё, как говорится, из детства. Какое отношение к ребёнку проявили родители, такое отношение и активируется у человека по мере взросления, особенно начиная с подросткового возраста. Ребёнок — всегда результат того, что заложили в него родители и все те, кто активно участвовал в его воспитании. вспомним, что личность формируется в значимых для него отношениях (Мясищев, 1936г.). Так что же мы заложили в своих детей или что накопилось в нас самих? Протестируем...
Мысленно представьте своего ребёнка на против себя как некую голограмму. У кого нет детей, представьте мысленно себя ребёнком, ведь отношение к себе — это и есть отношение к своей детской части — Внутреннему Ребёнку. Обратите внимание каким вы его видите: сколько в этой голограмме лет ребёнку, во что одет, что делает на уровне телодвижений. Затем обратите внимание на то, какие мысли это у вас вызывает, затем — какие чувства у вас поднимаются. А теперь сравните голографический образ с реальным. Он совпадает? Столько же лет? Ведёт себя так же?
То, что вы представляли и почувствовали — это ваше мнение о ребёнке и отношение к нему. То что вы видите в реальности — это итоговый результат ваших представлений о нём и ваших реальных решений и поступков по отношению к нему прежде всего и только потом других, участвующих в его становлении как личности. Вы принимаете это? Что испытываете сейчас: принятие возмущение, радость, умиления, восторг и любовь, или злость, досаду, печаль и горе? А может просто замешательство, ступор, удивление?
Если Вы представляли себя ребёнком, то тогда обратите внимание на другое: ваши мысли и чувства — это реальное, доминирующее (осознаваемое или нет) отношению к себе. Вы принимаете это? Что испытываете сейчас?
О чём же сказали ваши собственные чувства после принятия или непринятия ответственности за своего ребёнка (себя — для тех, кто представлял Внутреннего Ребёнка)?
Вариант — 1. Пришли добрые чувства и образ ребёнка совпал с реальным. Поздравьте себя! Вы видите, что ребёнок у вас в целом ЗДОРОВЫЙ и психически, и физически, хотя на соматическом уровне могут быть отклонения (например, врождённый порог сердца, ДЦП т. п..), но здесь проявляется качество, называемое в народе, «живучесть» — оптимистичное стремление к жизни. В ТА жизнерадостный ребёнок так и называется — «Здоровый Ребёнок».
У вас получился Здоровый Ребёнок, потому что вы не ограничили его гиперконтролем и гиперзаботой, увидели ЕГО, поняли что он — это не вы, не улучшенная или ухудшенная ксерокопия вас или другого родителя. Вы осознали, что это другая Душа в теле, в создании которого вы соучаствовали и только. Вы следуете за этой уникальной Сущностью и помогаете ей освоиться в этом мире (социализироваться), способствуете проявлению её качеств в приемлемой для социума форме — нормально заботитесь о нём.
Если вы работали с Внутренним Ребёнком, то данный вариант — это не эгоцентризм, а здоровый эгоизм: когда человек удовлетворяет свои потребности и стремления за свой счёт, а не за чужой, как при эгоцентризме и в разумных, не вредящих объёмах.
Вариант — 2. Пришли недобрые чувства и образ ребёнка не совпал с реальным (особенно по возрасту), значит есть отклонение от нормы, от здоровья в какой — либо динамики, прежде всего на уровне психики (она — более тонкая и восприимчивая субстанция, чем тело ): невротической, психопатической/пограничной, психиатрической. И то, что не смогла сомартизировать психика, принимает на себя тело, это: соматизированные неврозы, психосоматические заболевания, чисто соматические болезни (чаще инфекционные), т. к. у психики для них нет защитных механизмов, кроме стремления к жизни. В ТА такой ребёнок называется «Ребёнок — инвалид» физический и/или психологический, т.к. по отношению к нему были проявлены или тревожно — мнительная гиперопека или повреждающее поведение родителя по отношению к нему, или к самому себе, а ребёнок просто скопировал данное поведение в силу слепой детской солидарности родителю ("Больной ребёнок" всегда оправдывает востребованность "Контролирующего Родителя" — теория ТА).
Не корите себя, не накручивайте чувство вины — это всё равно, что сидеть и бить себя по рукам вместо того, чтобы «засучить рукава» и взяться за исправление своих собственных поступков, за работу над собой. Ведь огорчающая разница между представляемым ребёнком и реальностью — это всего лишь указатель на допущенные родительские ошибки. Даже если вы осознали, что не радующая разница сложилась в основном как результат влияния другого родителя/бабушки/дедушки/учителя/улицы, то осознайте, что это вы, видя негативное влияние не нашли способа наилучшего влияния на ребёнка или противостояния данному негативному влиянию. Вы допустили это или для вас было что — то более важное, что — то другое хотелось сохранить, например: женщина не уходит от мужа — алкоголика, уверяя всех и себя в благородном намерении «чтобы у детей был отец», хотя на самом деле стремиться сохранить ту зону социального комфорта, которую муж обеспечивает ей своим наличием. Так какую же ценность вы пытаетесь сохранить? Допустите, что вы можете её иметь и без необходимости «жертвовать» своим ребёнком или использовать его как средство удовлетворения данной ценности. Вы можете сами «нащупать» этот срединный путь или прибегнуть к помощи специалиста, потому что мы добросовестные родители, только тогда, когда жизненные результаты ребёнка радуют и нас, и его одновременно, может по — разному радуют, но обоюдно.
Если вы работали со своей детской частью, то негативные чувства в данном варианте проявляют или эгоцентризм (часто это проявляют истероидные личности или лица с пограничным расстройством личности), или просто нелюбовь к себе, где заниженная самооценка — результат внутреннего «Критикующего/Бичующего Родителя». Он, конечно, ксерокопия со своего реального родителя.
Вариант — 3. Пришли смешанные чувства (замешательство, ступор, удивление и т. п.), независимо от того совпал образ ребёнка с реальным или нет (особенно по возрасту). Здесь проявило себя пренебрежение к потребностям ребёнка, к игнорированию его естественных возрастных потребностей — гипоопека или сочетание гиперопеки в одном и гипоопеки в другом. Чаще всего она вызывает у ребёнка невроз навязчивых движений, когда казалось в моменте, что в чём — то нет ничего серьёзного, но... Настало время, в котором отсутствие опыта у ребёнка или «срывает» его, как говорится, «во все тяжкие», как следствие вседозволенности, что часто происходит в подростковом возрасте, когда ребёнок, которому многое сходило с рук становится сразу «трудным», или накопившиеся неудовлетворённые потребности тела и/или психики привели к результату, который в какой — либо форме (болезнь, неправомерный поступок, критическая неуспеваемость, невроз навязчивостей, истерические манипуляции т.п..), показал что дальше с чем — то двигаться в будущее ведёт только к саморазрушению. Но как идти в другую сторону, человечек (не зависимо от возраста), не знает, ведь надо принимать решение, т. е. ответственность... Страшно! А вдруг!..
Так и появляется амбивалентная личность, которая в подростковом возрасте и есть «Трудный Подросток». Такой личности свойственно двойственное отношение к определенному человеку или предмету. В большинстве случаев ребёнок, сталкивающийся в подростковом возрасте с обратной связью от социума, постигает и принимает пределы допустимого и возвращается в психологическую норму. Но если родителе не изменили своих стереотипов отношения к подростку, то продолжается отклонение от нормы в невротический регистр, чаще всего выливающийся в истероидный невроз, но при более сильной двойственности формируется в психопатическое расстройство личности, для которой нарушение социальной адаптации становится привычно допустимым делом.
Если Вы обнаружили у себя данную амбивалентность и поймали себя на мысли, что она вам точно больше не нужна...поздравьте себя! Вы находитесь в так называемом Времени Перемен, где интуитивно или осознанно понимаете, что старые представления о том, как воспитывать ребёнка, что конкретно делать в отношении него уже не эффективны, но новых стратегий пока не нашли. Очень хорошо осознать отказ от прежних стереотипов и решений — это первый и супер — важный шаг. Чтобы совершить шаг в новое действительно необходимо время для самоанализа и познания (получение новой информации и пробы новых вариантов поступков). Как говорила Скарлетт в известном романе: «Подумаю об этом завтра» — она давала себе время подумать. Поэтому просто разрешаем себе себя почувствовать: о чём хочется узнать, что готовы изучить, куда или к кому готовы пойти за новым опытом? Позволяем себе это совершить, не заморачиваясь по поводу того, ошибка это или нет. Здесь ошибкой будет запрещать себе пробовать, т. е. запрещать себе получать новый опыт, не позволять себе изведывать другие варианты, чтобы затем сделать оптимальный выбор. Совершая новые поступки, обращайте внимание на реакции своего реального ребёнка, заглядывайте в его будущее минимум на три шага вперёд: к чему приведёт его такое отношение к моему новому поступку во времени, когда он повзрослеет, например: через год, через пять лет, через десять.
Если вы работали с Внутренним Ребёнком, то смешанные чувства говорят о том, что вы находитесь в переходном периоде своей собственной взросло жизни, когда прежние представления о себе, о жизни требуют аналогичного самоанализа и познания, разрешения себе пробовать и ошибаться. Нет ошибок, которые нельзя исправить. Есть только опыт, который не стоит повторять. Стоит пойти в другую сторону, действовать по — другому. И так же заглядываем в своё будущее, отслеживая пролонгированный результат своих новых поступков.
Итак, мы увидели на какой путь когда — то поставили своего ребёнка (в случае с Внутренним Ребёнком — себя!), отмечаем галочкой далее:
- В первом варианте — на добрый жизненный путь, где здоровье укрепляется, а не ослабевает, где мы видим ребёнка/себя другим, отличным от родителей, но не лучше и не хуже, просто иным, уникальным, и позволяем данной уникальности проявляться, социализироваться и развиваться;
- Во втором варианте — на недобрый жизненный путь (степень негатива зависит от степени одержимости или пассивности влияющих на его воспитание лиц, прежде всего родителей), где здоровье ухудшается с каждым днём, где ребёнок/Внутренний Ребёнок (как отношение к себе) должен (отметьте что считаете сами):
а) быть лучше_______ (впишите кого?), потому что_________________________
б) быть хуже________ (впишите кого?), потому что__________________________
в) быть как я, потому что_______________________________________________
г) быть как (впишите кого он должен заменить или ксерокопией кого он должен стать?) ________, потому, что _______________________________
В третьем варианте — на неясный жизненный путь — путь сомнений, где состояние нездоровья и здоровья чередуются с завидной частотой и постоянством. Этот путь соткан из двойственных родительских посланий (например «люблю, но ненавижу», «делай сам, но по — моему):
а) доминирует растерянность или депрессия — значит вы дошли до осознания, что прежний путь для вас неудачный, а идти в новое (оно всегда неизвестно), вы не решаетесь, боитесь ошибиться, ждёте гарантий от кого — то, кроме себя.
б) доминирует любопытство, желание разнообразия без серьезных отношений или без желания где — то серьёзно осесть (на должности или на местности) — значит вы дошли до необходимости в обновлении прежнего Сценария Жизни, без его кардинальной замены.
в) доминирует удивление и/или решительность под лозунгом «Будь что будет!», — вы уже дошли до «точки кипения», когда осознали «Так жить нельзя! Дальше будет только хуже» или «Хуже уже не куда!» (получили «волшебный пендель Вселенной») и решились на кардинальное изменение своего жизненного пути без представления куда это может привести. Стоит потренироваться в видении пролонгированных эффектов, как это было рекомендовано выше, чтобы ваш собственный Жизненный Сценарий (свой путь) не оказался на поверку Анти — сценарием родителей, т. к. перевёрнутой ксерокопией их жизненного пути.
И давайте вспомним про базовые невротические конфликты:
— истерический — "Хочу, но не должен!"
— неврастенический — "Не хочу, но должен!"
— психастенического — "Хочу, но не могу!"
Все они — результат второго недоброго пути, или третьего — неясного — жизненного пути, где здоровье (психическое и/или физическое) приносится в жертву. На своём Жизненном пути категории «должен», «хочу», «могу» совпадают, т. е. однонаправленные: есть совпадение в видении цели и способа реализации. Человек не ленится задуматься над видением реально достижимого результата и не боится пробовать и выбирать свои поступки. Здесь по принципу «Выигрыш сейчас и выигрыш во времени», здесь есть смелость решиться на «Проигрыш сейчас, но выигрыш во времени». Но в любом варианте — это выигрыш во времени.
Так на какой же путь мы ставим своих детей? Какой путь выбираем сами после полного своего совершеннолетия? Во взрослом возрасте мы сами (осознанно или нет) принимаем решение «Идти или остаться», «Менять или не менять». Как бы не ошибались наши родители (все ошибаются — это не грех), низкий им поклон, что дали нам то хорошее что смогли дать (могли и не дать), что довели нас до полной социальной самодостаточности: диплом о профобразовании у нас в руках. А дальше — только наш выбор, даже если нам кажется, что мы его не делаем. И здоровье здесь — лучший подсказчик.
Продолжение следует....
Читать о предыдущих диалогах любви.
Статья посвящена психотерапевтической программе» Диалоги любви: из невроза в Самость", где синхронизировано три механизма психотерапевтического влияния: применение расстановочного заместительства и личной ассоциации со стороной конфликта/диалога в АКТА — терапии — оба приёма соединяются благодаря ведению диалогов любви по структуре сознания в матрице ТОР — подхода, благодаря чему достигается наиболее короткий, но без потери качества глубины, алгоритм выхода из невроза к психологической норме, из хронического конфликта (основы невроза) к примирению с собой, с близкими, с социумом.