Звоните сегодня +7 (902) 936-30-30

   

 

 

П

сихотерапия — это процесс с множественностью факторов наблюдения и многозадачностью. Поэтому на современном этапе своего развития она пришла к невероятному преумножению смешению и мозаичности в корпусе психотерапевтических теорий и практик, где наибольшую трудность представляет совмещение концептуальных представлений об объектах, на которые направлено психотерапевтическое воздействие» [2]. "При современной тенденции развития психотерапии в России по западному образцу – развитие «психологической психотерапии», и постепенно развивающемуся процессу отхода от жесткой концептуальной принадлежности психотерапевтического процесса только медицине (в частности – психиатрии) возникает еще одна существенная проблема для её внутренней классификации на медицинскую и немедицинская модели [3].

   Психотерапия и по сей день развивается в горизонтальном векторе, т.е. по принципу увеличения количества, а не принципиально нового качества, что породило ряд её внутренних конфликтов - назовём каждый из них образно "камнем преткновения", т. к. их величина весьма ощутима для каждого опытного специалиста, которому становится уже тесно в рамках какой-либо ранее выбранной профилирующей модальности.  Каждый такой "камень преткновения" — это причина, из-за которой психология, как наука, и психотерапия, как её практическая часть, затрудняются перейти на вертикально новый уровень развития.

   ПЕРВЫЙ «камень преткновения» современной психологии – это огромное разнообразие психологических методик, чаще по смыслу созвучных друг другу, но и противоречивых к области применения, что создается впечатление, будто психология зашла в тупик. «На современном этапе развития психологической науки развивается множество психотерапевтических методов и направлений, проникающих в психологическую практическую деятельность. Возникая один из другого, методы одних модальностей перенимают техники и теоретические положения из других модальностей, пополняя их собственными сценариями, проникая друг в друга, и через определенное время отходят от того направления, в котором изначально возникли. По разным источникам от 400 до 700 практических техник существует в современной психотерапии. Их количество, конечно же, не перерастает в качество [1].

   Скептически настроенные ученые вообще утверждают, что психологическая наука пребывает в методологическом кризисе. «Сегодня и в научной психологии поставлена задача синтеза разрозненных психологических знаний. Что же касается психотерапии, то проблема ее интеграции — это проблема ее жизнеспособности, ни более, ни менее. Поэтому интегративные процессы идут стихийно, выражаясь во взаимозаимствовании психотерапевтических техник и методик. Зачастую приверженцы ортодоксальных взглядов находят, что это неприемлемо, и порицают такую эклектику» [2]. Замечательный и очень полный анализ развития психологии в горизонтальной плоскости представлен в работе Воробьевой Л.И. «Интеграция психотерапии – возможно ли это?», в котором она делает оптимистичный и лаконичный вывод о том, что конфликт психологических подходов и школ существует только на уровне концепции, т.к. в реальной практике редко когда специалист ограничивается каким–либо одним методом, т.к. современные условия обострившейся конкурентной борьбы особенно в нише частных психологически услуг вынуждают владеть как можно большим психологическим инструментарием... А современные условия обострившейся конкурентной борьбы особенно в нише частных психологически услуг вынуждают владеть как можно большим психологическим инструментарием [2].

   ВТОРЫМ "камнем преткновения" современной психологии – это хоть и полное, но не упорядоченное понимание самой структуры психики человека. Да, психологи всех психологических направлений согласны с тем, что психика условно–теоретически делится на психические: процессы, образования, состояния, свойства и психосоциальные явления процессы. Но какова структура психики в единстве феноменов сознания и личности – объектов психотерапевтического воздействия? Это каждый исследователь представляет по-своему. И в основном любая из предложенных схем психики даёт представление о её содержании, но не о её структуре, в следовании которой и стоит проводить последовательную практическую работу независимо от применяемой методики.

   Для качества психотерапии в этом современном многообразии методов необходимо чтобы специалист точно знал где «точка входа», где «точка выхода» на тот или иной её психологический элемент, и на какой глубине психики произошёл её «сбой» (психотравма, невротический страх, иррациональное убеждение и т.д.), чтобы определиться какую психотерапию применять: краткосрочную с её мишенью на симптом или долгосрочную – с мишенью на психокоррекцию личности?

   ТРЕТЬИМ "камнем преткновения" современной психологии – акцентуация того или иного направления психологии на объекте своего изучения, что так же создаёт сложность выбора психотерапевтического подхода и соответственно – систематизации всего своего набора практических методик и психотехник на него. Так, когнитивная психотерапия специализируется на познавательных процессах, бихевиоральная – на поведении, психоанализ (прежде всего З. Фрейда) – на бессознательном, Транзактный Анализ – на транзакциях отношений, гештальтпсихология – на целостных структурах психики и т.п.

   ЧЕТВЁРТЫЙ "камень преткновения" – внутренний конфликт краткосрочной и долгосрочной психотерапии обострён на современном этапе самим духом времени, т.к. в эпоху информационно–технологического бума само время для человека уплотнилось и требует быстрых, но конструктивных решений: человеку важно снять мешающую его эффективности негативную психологическую симптоматику, чем занимается краткосрочная психотерапия и её медицинская модель, т.к. она ограничена временными рамками и главной своей целью – купирование симптома. Но современный человек умеет считать не только время, но и деньги, которые с каждым годом вынужден экономить всё больше и больше. Поэтому он очень заинтересован снять симптоматику не временно, а навсегда. Клиент всё чаще готов идти на глубинную психотерапевтическую работу, но платить за неё хоть и дорого за сеанс, но дешевле за курс. Он понимает, что преодоление причин его негативных психологически состояний высвободит и качественно улучшит его личностные характеристики, от которых зависит собственный карьерный рост и социальное благополучие. Но работу на глубине психики возможна в рамках долгосрочной психотерапии.  А популяризация психологической помощи в современном обществе, всё большее её принятие в культуре общества и в медицине обостряет конкурентную борьбу за клиента (пациента) среди психологов и психотерапевтов.

   Таким образом, вопрос эффективности психологической помощи, оптимальности по срокам и её финансовой нагрузки одновременно встаёт и для клиента/пациента, и для специалиста уже в самом начале – при первичном собеседовании или психологической (психотерапевтической) диагностики. Специалисту важно видеть имеет ли смысл браться за оказание психологической помощи конкретному человеку, а последнему важно видеть, что специалист знает, что делать для разрешения его проблемы, насколько он (клиент) финансово может себе позволить воспользоваться психологической помощью у конкретного психолога или психотерапевта, реально ли для него в его жизненных условиях достигнуть желаемого результата с помощью услуг психолога, конечно, при ответственной работе самого человека над проблемой.

   И, наконец, ПЯТЫЙ «камень преткновения» – феномен патриотизма своей профессиональной идентичности специалистов, который возможно влияет на сохранение четырёх вышеперечисленных, потому что в силу в основном платной формы обучения специалисты потратились на своё образование, и дальнейшее дополнительную квалификацию в определённом психологическом направлении и методе. Поэтому, решиться войти в некую систему, которая может позиционироваться, как общая для всех методов, вызывает у специалиста опасения потерять свою профессиональную идентичность, на которую было потрачена не мало средств. Чисто психологически специалисты избегают объединения в единую систему психологии из-за фонового страха обесценивания своих ресурсов (времени, усилий и денег).

Список литературы:

1. Сосланд А. С. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии, Издательство "Логос". Москва, 1999, – 368 с.

2. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии – возможно ли это? // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. Специализированное научно – аналитическое издание. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН», 2005, № 2005, – 245 с.

3. Курильченко Н.Н. К вопросу профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе. [Электронный ресурс: http://psychology.net.ru/articles/content/1180647215.html].

 Всё об Универсальной Модели Психотерапии на основе консультационной матрицы методе "Технология Осознания Реальности (ТОР-подход) и обучении ему смотрите на сайте "ТОРакадемия"

oblique1

Поделитесь с друзьями!

Последние новости сайта

Напишите нам!

Приходите к нам!

392000 г. Тамбов
ул. Советская 90
офис 3

Мы работаем

Вторник-Суббота: 10:00 - 22:00
Воскресенье, Понедельник: Выходной

Свяжитесь с нами

psitrener@yandex.ru
+7 (902) 936-30-30
Skype: Inte­grazya (Тамбов)