Звоните сегодня +7(9029)36-30-30

Вт.-Суб.: 10.00 - 22.00
Соц.сети

Koyching2

К

оучинг (англ. coaching) – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни.

На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением разнообразной обратной связи и т.д.

Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра».

Международная ассоциация коучинга.

«Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Это не только техника, которая применяется в определённых обстоятельствах. Это метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия».

Тимоти Голви (Timothy Gallwey)

Краткая история происхождения коучинга

 Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.

Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису. Началось всё с того, что Тим Голви опубликовал книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку, пользуясь выражением Голви, "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Каждый у кого (например, на корте) бывал день, когда он ничего не мог сделать правильно, понимает, что Голви имеет в виду. Далее Голви утверждает, что если коуч – преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений.

Смысл коучинга – движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития – это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует свои цели, нарабатывает стратегии действия, осуществляет наилучший выбор и реализует наиболее удачную.

Коучинг помогает, работая над своим настоящим, по – другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные обществом желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров и внутренних саботажников, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Отличие коучинга от всех видов консультирования – ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Что такое коучинг 

  • «Коучинг» – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
  • «Коучинг» – это совершенствование своих мыслей и действий, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» – ненавязчивый обучающий процесс, в ходе которого человек узнает больше о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, учится развивать их и применять их для решения своих жизненных задач.
  • «Коучинг» – процесс, помогающий человеку взглянуть на ход развития его личности, на конкретный этап ее развития, и свои дальнейшие перспективы, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» – процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» – процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» – процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от опробования нового, своих успехов и достижений.
  • «Коучинг» – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Идеи Тимоти Голви не были абсолютно новым ... Их провозглашали ещё Сократ (утверждавший, что Личность человека должна расти и развиваться, и помочь в этом могут специально заданные вопросы) и Конфуций (призывавший к «исправлению умов» и «наблюдению за своими действиями»), но долгое время эти идеи не находили отклика в западном обществе, близорука видящим только прибыль, и не видящую стоящего за любой деятельностью Человека. И только последние десятилетия мы открываем для себя мудрость Востока, мудрость ненавязчивую и молчаливую, помогающую больше самим своим присутствием, чем бурными действиями, направленными вовне. Мы всё чаще начинаем ощущать потребность в жизненном наставнике, который может просто быть рядом, откликаясь и поддерживая – и это успокаивает нас, вселяя жизненные силы. Мы начинаем понимать смысл и возможности личностного роста для каждого конкретного человека, и образ коуча – наставника проникает в нашу жизнь с каждым днём всё яснее.

Три ключевых момента коучинга

  1. Осознание

Осознание – знание того, что происходит вокруг нас. Самоосознание – это знание того, что вы переживаете.

Осознавать означает иметь знание о чём – то посредством наблюдения и объективной интерпретации того, что некто видит, слышит, чувствует... Осознание – это собранность и ясность восприятия. Осознание включает в себя самоосознание – (понимание того, как и когда эмоции или желания искажают восприятие.

  1. Доверие

В повседневной жизни мы всегда подвергаемся внешней и внутренней оценке, и эта оценка сильно влияет на наши действия и результат этих действий. Даже если мы избавимся от внешней оценки, останется Внутренний Оценщик, который будет оценивать все действия, поступки и результаты. И именно из – за страха что – то сделать не так как хотелось бы, или не так как от нас ожидают, мы действуем неловко и неудачно. Если же создать обстановку доверия, когда клиент (или обучаемый, в случае обучения) доверяет не только коучу, но и себе, то желаемый результат достигается гораздо быстрее.

  1. Ответственность

Если мы по – настоящему принимаем на себя ответственность в наших мыслях и наших действиях, наши обязательства по отношению к ним возрастают что сказывается на повышении нашей производительность, способности решать свои проблемы и задачи.

Если нам велено быть ответственными, или ожидается, что мы будем ответственны, или же нам просто передана ответственность, но мы не приняли её полностью, то производительность не возрастёт. Естественно, мы можем выполнять задания потому, что в противном случае нам грозит нечто неприятное (выговор, штраф, увольнение...), но делать что – либо во избежание не значит оптимизировать производительность. Чувство настоящей ответственности неизбежно включает выбор.

Четыре базовых этапа коучинга

  1. Постановка цели.Что ты хочешь?, – вот базовый вопрос на этой стадии. Формулировка цели должна быть настолько четкой, чтобы не оставлять возможности для двояких толкований, и настолько очевидной, чтобы клиент мог каждый раз, когда он говорит о Желаемой Цели предельно чётко увидеть, услышать, почувствовать её во всей своей полноте. Если этого не сделано, и клиент хоть в чём – то расплывчато представляет себе свою цель, коуч применяет специальные процедуры проверки цели на конкретность и очевидность и специфические наборы вопросов.
  2. Проверка реальности.Что ты имеешь сейчас? – Этот этап крайне важен и потому, что он позволяет произвести лучшую ревизию того, что мы имеем для того, чтобы понять, на что именно уже достигнутое мы можем опираться на пути к своей цели; и потому, что это чёткая локализация момента настоящего, отделение настоящего от прошлого, в котором могут крыться мотивы достижения цели и от будущего, в котором может равно представляться как успех, так и неудача.

Проверка реальности – это создание «точки сборки» по Карлосу Кастанеде, реального и символического пространства, в котором клиент осознаёт себя, свою цель и готовность двигаться ей навстречу.

  1. Выстраивание путей достижения. Это самая ответственная и самая творческая часть коучинга, потому что она предполагает полное осознанное раскрытие клиентом своих творческих возможностей, как Личности. Она включает в себя 3 этапа:
  • осознание клиентом уже имеющихся у него ресурсов и стратегий для достижения своей цели. Осознание может происходить как в результате совместного диалога коуча и клиента, так и в ходе заданий, которые клиент под руководством коуча выполняет самостоятельно. Иногда больший эффект оказывает первый способ, иногда – второй.
  • осознание тех ресурсов и стратегий, которые имеются в распоряжении клиента, но нуждаются в «проявлении». Здесь также могут применяться как «проясняющие» диалоги и беседы, так и метафоры и задания.
  • обучение новым навыкам и стратегиям (при необходимости). При этом коуч не учит клиента в прямом смысле этого слова, он скорее создаёт атмосферу для самостоятельного обучения клиента. На этом этапе коуч может давать клиенту различные задания, внешне не связанные с его целью, но имеющие задачей «всколыхнуть» или стимулировать к раскрытию ресурсные области личности клиента, ещё не подключенные к решению задачи.
  1. Достижение. Клиент начинает реализовывать найденные варианты решений своей актуальной задачи, а коуч предоставляет ему позитивную и подкрепляющую обратную связь, помогая совершенствовать конкретные шаги достижения. Роль коуча особенно велика на этом этапе, потому что в случае, если какой – то шаг не даёт запланированного результата, особенно возрастает потребность в доброжелательном поддерживающем присутствии, обеспечивающим необходимой атмосферой для анализа ошибки и поиска путей её исправления.

Коучинг сравнительно недавно появился в России. Наибольшее распространение он получил в бизнес – среде. Это обусловлено тем, что коучинг – это и мощное средство личностного развития, что делает его привлекательным для руководителей различного уровня. Коучинг направлен на развитие человека независимо от того, в какой области он хочет развиваться: карьера, бизнес, личная жизнь, спорт, искусство и так далее – всюду использование коучинга будет эффективным. В любой области работа с коучем позволит добиться отличных результатов.

Часто человек, который раньше никогда не слышал о коучинге, спрашивает: «А как, собственно, выглядит сам процесс коучинга?». Вопрос очень важный и актуальный. Дело в том, что коуч не ничему не учит в школьно – университетском понимании этого слова. Он скорее выступает наставником личностного роста самого человека, но наставником не в западном, «менторском» стиле, а в восточном – как нейтрально – доброжелательный наблюдатель, создающий эффективную для обучения среду.

Коуч не даёт «жёстких» однозначных советов, не предлагает готовых решений – не отнимает ответственности и удовольствия от личностного роста у самого клиента. Напротив, он способствует росту осознанности и ответственности своего клиента. Его задача похожа на задачу рыбака в древней китайской притче – не «дать в руки рыбу», а создать условия для того, чтобы человек научился  самостоятельно ловить рыбу. Акцент в коучинге постоянно делается на стимуляции активности клиента (в конце – концов, это ему предстоит решать свои актуальные жизненные задачи) и относительную пассивность коуча. Но это пассивность – не апатия, и не устранение от контакта с клиентом, его жизненными нуждами и запросами, это – доверие и вера в то, что человек способен сам в дружественной среде начать личностно расти и проявлять себя…

Коуч может задавать вопросы, выстроенные по специальным методикам – так называемые «сократовские» вопросы, рассказывать клиенту метафоры с «двойным» и «тройным» дном, стимулирующие у того внутренний поиск и бессознательное обучение, и давать клиенту различные задания. Именно так выглядит типичная коуч – сессия: клиент определяет тему сессии и желаемый результат, затем коуч задаёт вопросы, а клиент на них отвечает. Поиск ответа на вопросы коуча позволяет клиенту увидеть ситуацию в новом ракурсе, найти решение, которое будет в сложившейся ситуации оптимальным, обнаружить в себе скрытые ранее ресурсы. Решение, найденное самостоятельно, всегда гораздо более ценно, чем просто следование чужим советам и рекомендациям. Если клиент затрудняется с нахождением решения, коуч может рассказать многозначную метафору из контекста, который может быть как близким к области поиска клиента, так и достаточно далёким от него. Иногда коуч может давать клиенту задания – в основном это письменный анализ и формулирование точных ответов на важные для клиента вопросы, или задания на осознание и подключение к анализу стоящей перед клиентом задачи необычных способов мышления, и тех которые клиент к решению своей задачи ещё не применял.

Коуч понимает, что каждый без исключения человек наделён колоссальным потенциалом для решения практически любых задач, которые он может встретить в своей жизни. И задача коуча помочь своему клиенту этот потенциал раскрыть и использовать себе во благо. Именно на это нацелены вопросы, метафоры и задания коуча. Умение грамотно задавать вопросы – это, пожалуй, главное умение коуча. Эти вопросы ещё называю «эффективными вопросами» – они выстраиваются так, чтобы клиент смог отойти от привычных стереотипов, снять ненужные ограничения, смог чётко сформулировать свою задачу и найти пути её решения. Вопросы требуют ответа, требуют чётких формулировок, осознанности и ответственности. А это уже путь к решению задачи, путь к достижению поставленной цели.

В своих вопросах коуч постоянно следует за интересом клиента. Именно интерес клиента является определяющим фактором в любой коуч – сессии. Чего именно на самом деле хочет клиент? С выяснения этого вопроса, как правило, начинается сессия. И часто клиенту, особенно в первое время, бывает очень сложно чётко сформулировать своё желание, свой вопрос, свою задачу, которую он хочет решить в процессе сессии. А между тем, чётко сформулированный вопрос зачастую уже содержит в себе ответ. Конечно, задавая вопросы и следуя за интересом клиента, коуч всё же старается соблюдать определённую схему, модель сессии. Это делается для того, чтобы сессия носила конструктивный характер и была максимально эффективна для клиента. Модель может быть любой, но цель всегда одна: помочь клиенту найти оптимальное решение.

Коуч в процессе сессии помогает клиенту сделать несколько качественных преобразований. Прежде всего, проблема после чёткого её оформления преобразуется во вполне конкретную задачу, которую теперь предстоит решить. Далее клиент находит эффективное решение поставленной задачи, причём зачастую это решение находится совершенно не там, где его искали ранее, а совсем в другой плоскости. И, наконец, клиент находит в себе необходимые для решения данной задачи ресурсы и возможности, о которых он ранее и не подозревал. Он полностью принимает на себя ответственность за воплощение решения в жизнь. Более того, почувствовав в себе новые силы, осознав свои возможности, клиент начинает гораздо более позитивно относиться ко всем встречающимся в жизни проблемам.

В коучинге очень многое зависит от того, насколько клиент готов работать в процессе коуч – сессии. Собственно, от этого зависит весь успех коучинга. Коуч может мастерски задавать вопросы, но если клиент не готов проявлять активность и ответственность, работать в процессе коучинга, то результат будет минимальным. Работа клиента в процессе коуч – сессии заключается в поиске ответов на вопросы коуча и получении нового опыта, стимулирующего его внутренние ресурсы к раскрытию. Клиент должен искать не формальные ответы, а те, что идут «из глубины» и действительно отражают то, как клиент видит ситуацию и что он чувствует в отношении неё. Иногда в первых клиенту сессиях бывает трудно раскрыться и работать в полную силу. Однако со временем клиент осознаёт, что коуч не оценивает его поступки и не даёт каких – либо характеристик, что коучу можно доверять. Коуч просто задаёт свои вопросы и всегда остаётся на стороне клиента. Вот тогда можно говорить о серьёзной работе. И чем раньше это произойдёт – тем лучше. Очень важно давать искренние и чёткие ответы на вопросы коуча – ведь, по сути, клиент отвечает самому себе. И от этих ответов во многом зависит его будущее.

В процессе коучинга клиент не только ищет решение поставленной задачи, он ещё и учится. Причём это не коуч проводит обучение, а именно клиент учится сам в ходе коуч – сессий. Учится чётко и правильно формулировать свои мысли, позитивно относиться к происходящему и любую проблему воспринимать как жизненную задачу, которую ему вполне по силам решить. Такое отношение к жизни эффективно уже само по себе – в этом не приходится сомневаться. Поэтому коучинг, как правило, даёт двойной; эффект: первый виден сразу как итог конкретной коуч – сессии или цикла сессий. Второй становится виден спустя некоторое время, когда в жизни клиента происходит ряд позитивных изменений, которые являются следствием его нового отношения к жизни, которое сформировалось в процессе коучинга.

Коучинг как способ профессиональной помощи человеку в определении и решении им своих жизненных задач уже не раз доказывал свою эффективность. Но это, кроме того, ещё и мощный инструмент личностного развития человека, средство для повышения личной эффективности в самых различных областях деятельности, формирования позитивного отношения к жизни.

Философия коучинга

Философия коучинга базируется на следующих принципах:

  1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.
  2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известнымиему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом.

Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

  1. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.
  2. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Поэтому коуч не даёт советов!

Коуч не предлагает готовых решений!

Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, сознательные и бессознательные, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание.

У коучей есть пословица: «Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи».

  1. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

В трансформационном коучинге рассматриваются такие предпосылки, на которые опирается коуч:

  • Изменение постоянно и неизбежно.
  • Маленькие изменения приводят к большим изменениям.
  • Создание решений более эффективно, чем решение проблем.
  • У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.
  • С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит коуч. Через определенное взаимодействие с человеком он может передать это отношение к жизни, что создает условия для развития и обучения клиента. Последний вовсе не обязан четко осознавать все пресуппозиции. Хороший коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего – то естественного, само собой разумеющегося.

Вся работа коуча основывается на пяти основных принципах:

Вера в людей

Коуч верит в людей. Это самое важное, причём вера в клиента начинается с веры в самого себя – в собственный потенциал, собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно. Помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Постепенно эта вера, подтверждаемая личным опытом, срастаясь со знанием, преобразуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

Доверие к миру

Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

Осознанность

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Таким образом, коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

Готовность ставить дерзкие цели

Коуч – это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»

Культурные корни коучинга

По определению, коучинг – это технология для раскрытия потенциала человека. Разве не к этой цели стремятся все древние восточные практики и религии (в своём изначальном виде)?

Разве не об этом читал проповеди Иисус, разве не об этом говорил Будда и великие Учителя йоги?

Занятия коучингом позволяют пробудить осознанность, развить навыки Слышать (когда слушаешь) и Видеть (когда смотришь).

Разве не этому обучают шаманы своих учеников?

"Ключом к шаманизму является изменение нашей идеи мира" (Дон Хуан Матус). Именно это происходит, когда мы раздвигаем привычные границы своих представлений и выходим за сдерживающие нас рамки привычных суждений и шаблонов.

Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека. И отнюдь не случайно, что вспомнили о развитии осознанности для раскрытия человеческого потенциала именно при обучении спортсменов, и именно в XX веке, когда установление новых спортивных рекордов стало проблематично...

Коуч (англ. Coach) – специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент – человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия – особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга – это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг – сессии, а также средство такого взаимодействия.

Тренинг – это фитнес, для мозга и не только, с харизматичным инструктором…

Консультирование – это жесткий антицелюлитный массаж для души и не дающих покоя участков головного мозга, причем массажист точно знает: «сколько вешать в граммах».

Коучинг – это «спортивное ориентирование» на местности ВАШЕГО тела, мозга и души, с равным партнером, который бежит рядом и все время что – то искренне спрашивает у Вас о Вас.

oblique1

Напишите нам!

Приходите к нам!

392000 г. Тамбов
ул. Советская 90
офис 3

Мы работаем

Вторник-Суббота: 10:00 - 22:00
Воскресенье, Понедельник: Выходной

Свяжитесь с нами

psitrener@yandex.ru
+7 (9029) 36–30–30
Skype: Inte­grazya (Тамбов)